Глубокоуважаемые братья и сестры!
1. Сегодня в католической церкви начинается новый литургический период – Великий пост. Это особое время, которое длится 40 дней, не считая воскресений. В воскресенье мы празднуем Воскресение Иисуса, поэтому данный день не является днем поста.
В истории спасения число 40 символично. Так, во дни Ноя потоп длился 40 дней; пророк Илия также шел 40 дней на гору Божию Хорива; Моисей пробыл на горе Синай 40 дней и получил от Бога десять заповедей; евреи шли из египетского плена в Землю Обетованную 40 лет; пророк Иона дал жителям Ниневии 40 дней на обращение; Иисус провел 40 дней в пустыне, молясь и постясь.
2. Первый день Великого поста называется Пепельной средой из-за символического использования пепла для посыпания голов верующих. Пепел напоминает людям об их смертной природе. Еще больше это подчеркивают слова, произносимые священником, когда он посыпает пеплом головы людей, а именно: «Прах ты и в прах возвратишься». Бог создал человека из праха земного, и он возвратится в прах.
Великий пост — это также время покаяния, поэтому альтернативные слова, используемые при посыпании голов пеплом: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
В истории спасения пепел является символом покаяния. В древности люди выражали скорбь тем, что разрывали на себе одежды, надевали жесткие облачения и посыпали голову пеплом. Пророк Иоиль призывал народ к покаянию следующими словами: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании; Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд.
Пепел для посыпания голов получают путем сжигания пальм и верб, освященных в прошлом году в Вербное воскресенье. Это очень символично. Пальма символизирует победу. Поэтому иудеи приветствовали Иисуса, вошедшего в Иерусалим, с пальмовыми ветвями в руках.
Во время прошлогоднего поста мы победили самих себя и очистили свои души от греха. Поэтому и освящали пальмы – как знак этой победы. Однако мы прекрасно знаем, что человеческая природа, искаженная первородным грехом, склонна ко злу. Не зря св. апостол Павел говорит: “когда хочу творить доброе, мне предлежит злое”.
Сожженные прошлогодние пальмовые ветви – знак того, что мы отошли от состояния благодати Божией и нуждаемся в обращении. Поэтому Великий пост — это время благодати. Оно дает возможность очистить наши сердца, чтобы пребывать в состоянии Божьей благодати.
3. Великий пост – время духовных упражнений. В современном мире мы наблюдаем разнообразие физических упражнений. Фитнес-центры растут как грибы после дождя, чтобы укреплять мышцы, улучшать здоровье, поддерживать физическую и психическую форму, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.
Но то же самое должно происходить и в духовной жизни. Духовные упражнения Великого поста включают молитву, милостыню и пост. Иисус дает несколько очень полезных указаний о том, как молиться, давать милостыню и поститься.
Молитва. Каждый день нашей жизни должен быть наполнен молитвой. Она необходима для духовной жизни, как воздух — для физической. Без воздуха человек умирает физически; без молитвы он умирает духовно.
Однако молитва должна совершаться не для того, чтобы другие видели, а в духе и истине. Неудивительно, что Иисус говорит: когда молишься, войди в свою комнату и, затворив за собой дверь, помолись Отцу своему, Который и в тайном месте присутствует. Это означает, что каждая молитва должна исходить из сердца.
Милостыня. Сегодня становится модным рекламировать свои добрые дела. В то же время Иисус говорит, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне.
Не зря справедливо говорят, что лучшая форма благотворительности такая, когда даритель не знает, кто получит пожертвование. В противном случае он будет ждать благодарности от того, кому помог. Мы знаем поговорку: рука руку моет. Также об этом очень хорошо говорит латинская поговорка «Do ut des», которую можно перевести как «отдаю, чтобы получить».
Пост. Очень часто пост воспринимается как воздержание от мяса. В то же время пост является одним из самых полезных духовных упражнений. На самом деле его суть не в ограничении количества и качества пищи. Пост, прежде всего, должен иметь духовное измерение. Он должен включать в себя воздержание от греха и вредных привычек, что может быть даже сложнее, чем ограничение в еде.
Недаром папа Лев Великий говорит, что пост – это не просто ограничение в еде, а отказ от вредных привычек. Другими словами, пост — это отказ от мирских удовольствий и сосредоточение внимания на наших отношениях с Богом и благотворительных делах.
Большую помощь в этом деле могут оказать великопостные реколекции, богослужения, крестный путь, песни жальбы и т. д.
4. Если мы используем религиозные практики, чтобы произвести впечатление на других и дождаться похвалы и аплодисментов, религия становится игрой в притворство. Практики Великого поста преследуют другую цель, а именно: наше духовное обращение. Не зря св. апостол Павел говорит, что, если мы стремимся угождать людям, мы не можем быть слугами Христа.
Пусть же начало этого времени обращения и благодати, отмеченное обрядом посыпания наших голов пеплом, станет добрым стартом в ожидающем нас 40-дневном марафоне молитвы, милостыни и поста, особенно в отказе от вредных привычек. Аминь.
архиепископ Тадеуш Кондрусевич.