Христианским социальный центр. Минск, 4 марта 2022 г.
“Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься” (Мц 9, 15)
1. Эти слова мы слышим в сегодняшнем Евангелии в первую пятницу Великого поста. Каждая пятница – это воспоминание смерти Иисуса Христа на кресте, благодаря которой мы освобождены из греховного плена. Иисус принес жертву Своей жизни ради нашего искупления, поэтому и мы должны приносить свою жертву в этот день. Обычно это – ограничение в еде и воздержание от мяса. Но не только. Есть значительно больше способов принести свою жертву. Это молитва, особенно, богослужение Крестного пути. Это дела милосердия. Это также отказ от вредных привычек и т.п.
2. Почему мы должны так делать?
Ответ прост. Мы верим в то, что Иисус – единственный Спаситель мира, и поэтому единственный путь к небу – это искупление, совершенное Им на кресте. В некотором смысле Иисус заплатил цену за наши грехи, понес за нас наше наказание.
В то же время мы должны понимать свою роль и ответственность за получение такого бесценного подарка. Это не просто дар, который предлагает Бог, говоря: «Хорошо, Я заплатил цену за твое спасение, и ты свободен». Нет. Он говорит нечто более значительное: «Человек, Своей крестной смертью Я открыл тебе дверь ко спасению. Теперь Я приглашаю тебя войти туда со Мной и соединить твои страдания с Моими, чтобы Мои страдания, соединившись с твоими, могли привести тебя к спасению и свободе от греха». Так, соединяя свою жизнь, страдания и грехи с Крестом Христовым, мы идем к свободе и спасению.
3. Великие пятницы – это дни, когда Костел приглашает нас добровольно и свободно соединиться с Жертвой Иисуса. Его Жертва требовала от Него бескорыстия и самоотречения. Небольшие акты поста, воздержания и других форм самоотречения помогают нашей воле лучше уподобиться Христу, чтобы полнее соединиться с Ним и получить благодать спасения.
Хорошим примером является св. Казимир, живший в далеком XV веке. Мы должны помнить, что каждый святой, будучи человеком своего времени, одновременно превосходит это время с его вызовами.
Так было и в жизни св. Казимира. Он родился в королевской семье и воспитывался в духе любви к Богу и ближнему. Был искренним почитателем Евхаристии и Пресвятой Богородицы. Получил прекрасное светское образование. Часто выполнял функции представителя королевского двора на различных собраниях.
При этом, как это часто бывало при королевском дворе, св. Казимир подвергался многим нравственным испытаниям и искушениям. Однако говорил им свое решительное «нет», будучи убежденным, что лучше умереть, чем согрешить.
Хоть св. Казимир и был молодым князем, перед которым открывались богатые светские и политические перспективы, тем не менее он избрал аскетический образ жизни. Большое внимание уделял молитве и милостыне. Живя по принципу евангельской бедности и жертвенной любви к бедным и нуждающимся, св. Казимир нес крест своей жизни, соединяя его с Крестом Иисуса.
По случаю 500-летия со дня смерти св. Казимира Папа Иоанн Павел II сказал, что мы должны не только прославлять, но и наследовать его героические добродетели и пример святости. Его свидетельство великой веры, пламенной набожности и служения бедным по-прежнему имеет для нас особое значение (в частности для молодежи) – чтобы мы были верными своему христианскому призванию.
Жизнь св. Казимира в чистоте и молитве побуждает нас мужественно и усердно практиковать нашу веру, отвергать обманчивые соблазны современного вседозволенного общества и жить христианскими убеждениями с бесстрашной уверенностью и радостью.
Дела милосердия призывают нас не быть равнодушными к бедным и нуждающимся. Они также призывают к духу солидарности с нашими украинскими братьями и сестрами в этот трудный период их истории, призывают нести их крест, чтобы облегчить его.
Дорогие братья и сестры! Это чудесно, что Великий пост, время благодати и обращения, мы начинаем со св. Казимиром. Пусть пример его жизни, стремление к святости, евхаристическая и марийная набожность, решительное «нет» нечистому духу и «да» Богу, а также жертвенная любовь к ближнему станут лейтмотивом нашей жизни. Аминь.